Новосибирцы продолжают проходить все этапы принятия неизбежного перехода на новую систему оплаты проезда в общественном транспорте. Кто на какой стадии находится в настоящее время – каждый для себя определит сам. Однако претензий и обвинений в чате телеграм-канала «СберТройки» стало будто бы меньше, но недовольных все еще предостаточно.
Активными участниками, помимо пассажиров, в данном процессе выступают Минтранс и Минцифры региона, мэрия Новосибирска, ООО «СберТройка». Сибкрай.ru обратился к руководителю Минцифры Сергею Цукарю и заместителю министра транспорта и дорожного хозяйства Евгению Тюрину с просьбой рассказать о технических нюансах и возможностях новой транспортной системы. В начале декабря 2024 года в Новосибирске стартовал переход на новую систему оплаты проезда – вместо привычных карт на платформе платежной системы «Золотая корона» в городской транспорт ворвалась «СберТройка». Как выяснилось, последняя стала единым оператором автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте. Горожанам же сообщили, что переходный период для них составить чуть меньше месяца – с 9 по 31 декабря 2024 года. Окончательный переход был намечен на 1 января 2025 года. В Минтрансе Новосибирской области и ООО «СберТройка» в числе преимуществ нововведения называли: возможность использования московской карты «Тройка» для поездок по всей Новосибирской области и более чем в 27 других регионах России: от Карелии и Москвы до Приморского края; возможность привязать банковскую карту к транспортному сервису «Карта жителя Новосибирской области; возможность пополнения социальных карт онлайн. Для пользователей социальных карт, а также карт школьника и студента предполагался «бесшовный» переход – без необходимости менять проездной. Однако уже в первые рабочие дни января 2025 года стало понятно, чтобез сбоев не обойдется. Ранее Сибкрай.ru подробно рассказывал, с чем пришлось столкнуться пассажирам, перевозчикам, оператору и транспортному цеху Минтранса региона и мэрии Новосибирска. Последним трем досталось от горожан сильнее всего. Новосибирцы до сих пор возмущены и недовольны нововведением, некоторые недоумевают – зачем было менять старую систему на новую, если и прежде все работало нормально. Но как выяснилось, изменения были неизбежны. – Цели просто перейти от одного транспортного оператора («Золотая корона») к другому («СберТройка») не было, основная цель – чтобы на территории всей Новосибирской области появился единый транспортный оператор, – об этом Сибкрай.ru рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Евгений Тюрин. Разговоры о едином транспортном операторе велись в регионе давно. Для этого в областной закон заблаговременно были внесены изменения, согласно которым соответствующие полномочия с возможностью создать единого оператора на всю область передавались на уровень министерства транспорта. До этого каждый муниципалитет выбирал себе транспортного оператора сам. – Так сложилось, что с 2006 года в Новосибирске появился оператор «Золотая корона». И дальше к нему начали присоединяться другие муниципалитеты, – напомнил Тюрин. – Но для того, чтобы можно было решать вопросы тех же межмуниципальных перевозок, чтобы областные перевозки «дружили» с городскими – необходим был единый транспортный оператор. Единый оператор – это возможность использовать билеты вне зависимости от того, где ты территориально находишься. На примере той же «СберТройки», которая позиционируется как некий общероссийский оператор, одно из преимуществ: по карте «Тройка» можно передвигаться и в Москве, и в тех регионах, которые используют ту же систему. А если смотреть на перспективу, то можно говорить о пригородном и автобусном сообщениях. То есть, для гражданина это единый интерфейс для оплаты проезда. Это, наверное, самый основной и главный плюс. В соответствующее техническое задание, которое разработало министерство транспорта региона, были включены все те плюсы, которые хотелось получить. Так, необходимо было обновить терминальное оборудование на транспортных средствах. Терминалы с 2006 года находились в зоне ответственности перевозчиков, которые их обслуживали, покупали, меняли и так далее. В новом конкурсном задании учитывалось, что все это теперь становится обязанностью оператора – централизовано всех оснастить новыми терминалами и обеспечить их сопровождение. Оплата сотовой связи – сим-карты используются в терминалах – также легла на оператора, хотя ранее услугу оплачивал перевозчик. Одним из условий перехода была и та самая «бесшовность». Удалось сохранить больше полумиллиона карт, которые были на руках у новосибирцев: социальные, студенческие и карты школьника. При этом, с 10 декабря 2024 года были изменены пункты пополнения социальных карт, а с 1 января 2025 года – пункты пополнения карт школьников и студентов. В свою очередь, согласно прописанным условиям, оператор, обслуживая население через свою систему, получает определенный процент комиссии. – И этот процент был критерием для участия в конкурсе: был аукцион, компании торговались. В этом конкурсе участвовала и «Золотая корона», и «СберТройка», и даже операторы с южных регионов, – уточнил Тюрин. – Размер процента – порядка 2 %. Несмотря на то, что он небольшой, но однако сыграл существенную роль, потому что все определяли десятые доли. В этот процент закладывается эквайринг, который берут банки и платежная система, комиссия оператора, обслуживание терминалов и карточек, взаимодействие с населением и так далее. В итоге, самый низкий процент предложила «СберТройка», которая и победила осенью 2023 года – был заключен контракт с Минтрансом Новосибирской области. В течение практически полутора лет длился подготовительный этап, оператор оттачивал систему. Нужно было проверить, что программное обеспечение работает корректно, без сбоев. Тестирование проходило с участием фокус-групп, отдельно систему тестировали на ряде маршрутов, добавил Евгений Тюрин. Что же тогда пошло не так, если последствия сбоев, которые наблюдались в первые дни января 2025 года устраняются до сих пор? В Минтрансе пояснили – одновременно наложились сразу несколько обстоятельств. – «Пассажиртрансснаб» был ликвидирован как муниципальное предприятие (по федеральному указу, все МУПы должны быть преобразованы в другие формы собственности или ликвидированы). Соответственно, это, наверное, в том числе стало таким неким катализатором всех этих событий. Кроме того, владельцам социальных карт в конце года необходимо было обратиться в отдел соцзащиты для подтверждения своего тарифа на следующий год и обновления личных данных, – пояснил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства. – Переломным стало и то, что с 1 января 2025 года единые транспортные карты для не льготных категорий граждан перестали работать. У кого были и сейчас есть остатки средств по ним, могут их вернуть, обратившись в «Пассажиртрансснаб». Это около 45 тысяч человек. Из них 95 % пользовались скидкой в 1 рубль. И им надо было перейти на карту жителя – такая возможность появилась с 23 декабря 2024 года. По словам министра цифрового развития и связи региона Сергея Цукаря, карта жителя Новосибирской области дает не только возможность получить скидку в 1 рубль при оплате проезда для не льготных категорий граждан, плюсы предусмотрены и для социальных категорий. – Например, кто выходит впервые на пенсию или становится предпенсионером (это 55 лет – женщины и 60 лет – мужчины, еще не вышедшие на пенсию), имеют право на территории города Новосибирска ездить по льготным тарифам по социальной карте. И ранее при первом обращении (а сейчас и тем, кто не хочет оформлять карту жителя онлайн) необходимо было предоставить фотографию и документы, а затем ждать 45 дней, пока изготовится карточка. В случае потери – примерно, та же самая процедура. А по карте жителя: человек заходит на сайт, через госуслуги авторизуется, дает согласие на запрос информации о своих льготных возможностях, и видит все, что ему положено. Сейчас доступны различные сервисы, в том числе молочная кухня, льготное питание и так далее. Он видит и доступные ему транспортные услуги. Я все время пример с тещей привожу: хотел купить ей проездной месячный безлимитный за 2 650 рублей. Захожу в приложение, а ей доступна покупка социальной карты за 270 рублей. И ни она, ни я об этом не знали. Вот такая проактивность и повышение информированности о том, что доступно той или иной категории граждан. Кроме того, нет необходимости ждать – заходишь, оформляешь, льготная категория подтянулась и уже на следующий день можешь ездить, – поясняет Сергей Цукарь. – То есть, новосибирцы получают возможность легко и быстро оформить все это без очередей, без дополнительных трат, привязав свою действующую банковскую карту с платежной системой «МИР» любого банка. Насколько это безопасно? Глава Минцифры уверяет – все личные данные пользователя защищены. – Если говорить про утечку данных, которую многие сейчас приводят в пример, то ни для кого не секрет, что в телеграм-каналах можно купить любые персональные данные за 150 рублей. И, что важно, основные источники информации – это различные коммерческие организации. Что касается нашей системы, то здесь я ручаюсь за полное соответствие – мы ни одну систему в промышленную эксплуатацию не можем внедрить, пока не получим аттестат соответствия. А основные мошеннические схемы, в рамках которых люди попадаются на удочки, как правило, связаны с тем, что люди сами сообщают свои пароли, – напоминает Сергей Цукарь. – Что касается карты жителя Новосибирской области, то те же банковские данные на ней не хранятся: номер карты внутри шифруется сразу после его введения. Больше никаких данных там не хранится. Цель карты жителя Новосибирской области – создать цифровой профиль гражданина, некий социальный паспорт – для удобства и простоты получении тех или иных услуг, льгот, пособий, различных преференций, в том числе тех, о которых он может и не знать. Что же касается карт «СберТройки» и различных сбоев, которые наблюдаются в системе с начала ее внедрения, то министр цифрового развития региона уверяет, что без шероховатостей внедрить ни одну программу практически невозможно, тем более такого массового сервиса. Им пользуются около полумиллиона льготников, 100 тысяч школьников, столько же студентов. Сложность еще и в том, что система социальных проездных в Новосибирске и области непростая. – В других регионах ее в таком виде нет, поэтому, видимо, «СберТройке» было сложно подстроиться под все эти нюансы и все эти моменты учесть. Учитывая саму сложность системы, организации транспортного обслуживания населения, конечно, какие-то недочеты вылились. Но нужно понимать, что есть тонкие моменты отладки, которые заранее не предугадать. Ту же «бесшовность» получилось реализовать за счет того, что старые карточки начали считываться в инфраструктуре нового оператора. А для этого необходимо было произвести передачу данных и реестров от старого оператора. Но при передаче, как сообщил новый оператор, порядка 5 % были неточные данные, например, кто-то из новосибирцев давно не обновлял данные и по ним была передана старая информация. И в январе мы наблюдали: где-то карты не считывались, кто-то пополнить забыл и так далее. Сейчас ситуация стабилизировалась: ведется ежедневное дежурство на станциях, ведется другая работа по стабилизации ситуации. И если раньше мы видели столпотворение у терминалов, у турникетов, фиксировали количество тех, кто не смог пройти, то сейчас в часы пик уже наблюдаются единичные случаи, когда у человека что-то не получается, – отметил Сергей Цукарь. В Минтрансе региона напоминают, что перевозчик, неважно, работает или нет у него терминал, должен перевезти человека, зафиксировать сбой, а потом уже с транспортным оператором разбираться и возмещать понесенные убытки. – До всех перевозчиков доведено, что ни в коем случае нельзя перекладывать это на гражданина. Это и мы, и мэрия, в том числе письмами, доводили до перевозчиков – чтобы они ни в коем случае не высаживали. Когда были массовые сбои, «СберТройка» договаривалась с перевозчиками, им возмещали средства за неработающую систему. И здесь «СберТройка» берет на себя эти риски, – подчеркнул Евгений Тюрин. Сергей Цукарь рассказал о причинах двойного списания, на которые жаловались новосибирцы. – Если у вас социальная карта, вы ее привязали к банковской карте, вы заходите в автобус, прикладываете ее к терминалу первый раз – терминал сначала проверяет, не является ли эта банковская карта социальной, он проверил, она, действительно, социальная, он у вас списал поездку. Дальше, вы едете, например, с мамой, с братом, с другом, с кем-то еще, и хотите за него рассчитаться банковской карточкой –прислоняете и происходит уже списывание как с банковской карты. Это специально так сделано, чтобы исключить случаи, когда человек по своему абонементу всю семью решил возить. Но что обнаружилось – не было временной настройки, то есть человек мог утром проехать в метрополитене, а вечером вернуться тем же путем, а система учитывала это как один рейс и во второй раз списывала не поездку, а деньги с карты. Мы это устранили и сейчас установили 7 минут – условно через 7 минут пассажир может вновь прислонить карту и будет считана очередная поездка, а не финансовые средства. Все некорректные денежные списания мы отследили, они автоматически или уже возвращены, или в ближайшее время будут возвращены на карты горожан, без необходимости обращения с его стороны. Это примерно 3 000 тысячи двойных списаний по карточкам в общем объеме, – пояснил Цукарь. «Сетевая поездка», запуск которой был отложен на 1 марта, как выяснилось, на практике тоже оказалась сложной для реализации в сжатые сроки. – Например, если скидка в 1 рубль по карте жителя применима сразу ко всем перевозчикам без исключения, то для «сетевой поездки» пришлось делать тонкие настройки, потому что для горэлектротранспорта отдельно, для метрополитена отдельно, для автобусов отдельно. И наладить эту связь, учитывая, что перевозчиков много, а еще выстроить эти связи по времени (где-то 60 минут, где-то 90 минут), в каком-то случае 100 % скидка, в каком-то 50 %. Оператор обозначил 1 марта как крайний срок окончательного запуска этого функционала, – уточнил министр. При этом Сергей Цукарь отмечает, что в этом Новосибирская область не уникальна – если посмотреть практику, то практически все регионы сталкивались с определенными сложностями при переходе к единому транспортному оператору, и не везде это «СберТройка». При этом он просит новосибирцев, несмотря на то, что им пришлось эти месяцы нелегко, не забывать и о тех плюсах, которые здесь есть. – На перспективу, когда все стабилизируется, мы уже сможем говорить о преимуществах. И здесь, действительно, они есть: быстрое оформление, без очередей, где и когда удобно. Дальше мы сможем говорить о других плюсах: про ту же биометрию в метрополитене, про оплату по геопозиции. Но сейчас новосибирцам, наверное, нужно немного привыкнуть к новой системе, к новому интерфейсу, оператору доотладить систему и мы увидим те положительные стороны, которые закладывались на этапе техзадания, – предполагает Сергей Цукарь.
Свежие комментарии