«Я взял кредит на 700 тысяч для разработки своей визуальной новеллы» – под таким заголовком вышел пост нас сайте DTF.ru новосибирца Владимира Рыбонавта. Создает игру «ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зеленые глаза» супружеская пара – Владимир и Марина Рыбонавты. У них трое детей, дом, налаженный быт. Отцу семейства 40 лет – состоявшийся мужчина, который, что называется, уже посадил дерево, построил дом и вырастил сына.
Владимир Рыбонавт (фамилия является псевдонимом, прим.ред.) в геймдеве проработал около 16 лет. Основной его профессиональный профиль – дизайн, иллюстратор. Последнее его место работы в крупной международной компании по производству графического контента для разных игровых и не только контор. Зарплата достойная, условия хорошие, но однажды Владимир пишет заявление об уходе и начинает жизнь с чистого листа.
– Стандарты стали меняться. Сейчас «маст хэв» – использование нейронок, – объяснил Сибкрай.ru свое решение Владимир Рыбонавт. – Да, некоторые художники восприняли это на ура, втянулись в тему. Говорят, что париться теперь нужно меньше, можно только править изображения. Но в этом кроется парадокс. Казалось бы, «вкалывают роботы, а не человек», как пелось в одной известной песне. Но при этом ты сделал работу быстрее, но работы меньше не стало. Ты просто делаешь теперь больше заказов за то же время. Ты отрабатываешь положенные восемь часов за те же деньги. Теперь нет времени искать вдохновение. К примеру, на предыдущий работе у меня была задача – разработка концептов для sci-fi техники. На такую работу выделяли раньше пять дней, но сейчас – полтора дня. И если не втянулся в нейросети – то ты отстал.
Но еще одним важным фактором резкого поворота в жизни стало осознание того, что к своим сорока годам ничего великого в геймдеве ты так и не сотворил за эти шестнадцать лет. А тут, к кризису «среднего возраста» добавился и кризис в сфере игропрома. Владимир Рыбонавт оказался перед выбором – пришло время решать, что делать дальше?
Прошла неделя после увольнения, а я все не решался поведать жене о моем «гениальном» плане, писал в своем посте Владимир. Но время жестоко тикало, и, в конце концов, надо было уже действовать. Собрав волю в кулак, я рванул к жене, обнял ее и нежно прокричал ей в ушко: «Давай возьмем кредит и сделаем свою игру!». Как любая адекватная жена, в подобной ситуации, она сначала посмотрела на меня, как на полоумного гамадрила, обожравшегося перезрелыми плодами манго, и это, пожалуй, было разумно с ее стороны. Затем, терпеливо выслушав в течение двух часов все мои многомерные душеизлияния, она посмотрела на меня своими большими карими глазами и сказала: «А давай!». И началось! Ну, точнее, не сразу началось […] И вот теперь, проев к чертям весь кредит, мы-таки продаем машину, дабы продолжить нашу игру, – писал Владимир Рыбонавт.
На этом сложном пути Владимир оказался не просто так. Чуть ли не с рождения у обычного мальчика из Пашино дома был компьютер. Отец Владимира работал на местном заводе «Искра» и был заядлым радиолюбителем. В то время, компьютер все еще был диковинкой и ассоциировался скорее с заставленными техникой кабинетами, отец Владимира в 1986 году собрал первый домашний компьютер «Радио-86РК» по схемам, публиковавшимся в журнале. Это был один из первых советских персональных компьютеров.
– Там еще не было даже пиксельной графики, а только символы. И все это на кассетах, как положено, – вспоминает Владимир Рыбонавт.
После в доме появился новый, компьютер «Орион-128», собранный отцом по схемам, разработанным на заводе в Воронеже.
– Прикольно было, надо было заказывать игры по почте. Ты прям пишешь письмо, тебе высылают из Воронежа каталог. Там галочками помечаешь и отсылаешь обратно. Это целый квест, никакой Steam и VK play и рядом не стояли, – описывает Владимир Рыбонавт.
Детство Вовы оказалось тесно связанным с компьютерами. Однако в вуз на программиста парень не стал поступать. Они с братом-близнецом пошли в колледж электроники по настоянию родителей после 9 класса.
Но, несмотря на уникальные традиции в семье, Владимир не стал радиолюбителем, как его отец. Программирование и магия чисел также оказались не его коньком. В колледже по предмету алгебра логики у него накопились долги, из-за операции по удалению аппендицита пришлось лежать дома месяц. А на лекциях по языку программирования «Ассемблер» Владимир ничего не понимал.
– А когда была у нас практика по «Ассемблеру», мы сидели в компьютерном кабинете и играли в Quake III Arena вместе с педагогом. Зачеты же были по группам. Я к кому-то присоединялся и говорил: «Да-да, чуваки, это вы классно придумал. Вот это да! Я бы не додумался до такого решения». Так и выживал. Но после аппендикса совсем расслабился. Видимо, вместе с ним у меня и желание учиться вырезали, – вспоминает Владимир Рыбонавт.
Но уже в то время у будущего разработчика было увлечение, которое потом раскроется – рисование. На одной из пар в колледже он узнал об аниме-клубе «Алита», который располагался в центре «Сибирь-Хоккайдо. Рассказал о сообществе один из студентов колледжа, заметив, как во время пары Владимир в Paint Brush нарисовал пиксельный Аниме-арт девочки. Как оказалось, члены сообщества даже создавали свои мультики.
– Я тогда подумал: «Нифига себе, это же для меня! Я ведь вырос на «Сейлор Мун», мне срочно надо в это место, там меня поймут, там такие же, как и я», – вспоминает Владимир.
Но порог клуба переступить он стеснялся. Однако все оказалось не так страшно, если не считать налета элитарности у членов клуба: «У нас тут не мультики японские, а искусство – аниме!» – уже тогда появились это четкое разграничение, которое известно всем, кто хоть мало-мальски знаком с восточной культурой. Владимир проходил в клуб несколько лет и проникся японским стилем рисования.
Примерно в те же годы Владимир бросил учебу в колледже и нашел работу вместе со своим братом-близнецом. Правда, не художником и не программистом, а обычным рабочим в компании по изготовлению бань. Сначала мыл камни, подметал цех, сбивал окалины от сварки. Параллельно увлекался трехмерной графикой. Однажды он спросил у главного по маркетингу разрешение взять чертежи обычной банной печи, которые лежали у всех на глазах. Тот поинтересовался: зачем? Владимир же ответил, что хочет попробовать создать 3D модель печки дома. Начальник дал добро и попросил поделиться результатами трудов. Так братья чуть позже попали из цеха в офис – создавали буклеты и мастерили сайт для банного предприятия.
В дизайне парни были новичками и не знали правил, действовали по наитию. Лишь появившийся у них опыт и умение превращать хаос в гармонию вели их к созданию красоты.
Первый сайт для банного предприятия, который они сделали, неожиданно для них самих, стал успешным в профессиональном сообществе. Он был выполнен в стиле инструкции по эксплуатации в черно-белых тонах. А сама демонстрационная печка в 3D – ее можно было покрутить.
– Это черт знает какой год. Господи, мы туда запихнули все это. Оптимизации ноль. У народа, думаю, не грузило. По крайней мере, дома посмотреть я так и не смог – только на работе, – вспоминает Владимир Рыбонавт.
И вот однажды глава «банного предприятия» поехал на выставку профильного журнала «Банбас» – представлять свой бизнес. Редакторы журнала с неохотой пообещали посмотреть сайт скромных сибирских мастеров, а на следующий день в офис к новосибирцам пришла представительница «Банбаса».
– И вот пришла она и говорит: «Это вы то бедные сибирские банные бизнесмены? Это у вас денег нет? Да ваш сайт стоит сумасшедших денег!». А мы его буквально за копейки сделали на коленке. Начальник еще жалел, что переплатил нам. Вот такой парадокс, – вспоминает Владимир Рыбонавт.
Успех был ошеломителен, но уже совсем скоро будущему разработчику видеоигр стало скучно — засиделся на одном месте. Его опять порывало что-то менять в жизни: волновало, что в иллюстративном мастерстве он стоит на месте и не развивается. Так он и решил поступить в Новосибирский государственный педагогический университет – в Институт искусств.
И тут не обошлось без конфузов. Из-за одной своей оплошности Владимир не смог поступить с первого раза. Он спокойно прошел три вступительных экзамена: рисунок, живопись, композицию, а на четвертом – диктанте – провалился.
– Я приехал на Советскую на экзамен, а оказалось, что сдавали в главном корпусе «Педа» – на Вилюйской. Я рванул туда. Приехал, бегал и искал, но так и нашел свой кабинет. А самое смешное, что, когда забирал документы, мне сказали – была еще вторая смена под экзамен. То есть я мог успеть без беготни, – вспоминает Владимир.
Но на следующий год абитуриент официально стал студентом. А чуть позже – одногруппником своей будущей жены – Марины. Оба учились на очно-заочной форме, работая параллельно.
В то время Владимир еще работал в компании по производству бань, но эта деятельность ему надоела. Жизнь нужно было кардинально менять. Так он устроился на работу в первую игровую компанию Refund games. Ее офис базировался в квартире, которую снимали у какой-то бабушки в микрорайоне Шлюз. Но после успешной time management игры на ПК Cake Shop, Refund games расширил штат, команда переехала в настоящий офис. В новый состав попал и Владимир.
– Так я в первый раз очутился в геймдеве. Хотя думал: «Блин, я наверное не смогу ничего там. Это же геймдев!». А нет. Более-менее сработались, очень много опыта приобрел: научился коллажированию, обрисовке, которую я сейчас активно использую в нашем проекте, – рассказывает Владимир.
Через время геймдевелопер перешел в компанию «Илвинги», где познакомился с Алексеем Копцевым – сейчас он известен как разработчик скандальной игры «Смута». Но к тому времени Копцев уже состоялся в качестве продюсера из Alawar.
Занимались коллеги в «Илвингах» квестами для американских домохозяек. Игры уходили только на экспорт и даже не переводились на русский. Такой культуры гейминга тогда не было в России и, видимо, уже не появится. Владимир же продолжал набираться опыта, учился строить блок-схемы для квестов.
Но тяга к новому не удержала его на новом месте. Так он оказался в крупной международной компании по производству графического контента. А после этой компании – кредит, переговоры с женой, разработка «ФИЛЬМОСКОПА УЖАСОВ: Зеленые глаза».
Почти год семейная пара занимается разработкой своей собственной игры. За это время Владимир понял, что за все 16 лет работы в индустрии не сделал ничего такого, чем можно было бы похвастаться.
«Скитания» хоть и принесли опыт, но не дали душевного умиротворения. Его как профессионала знали буквально несколько человек. Сейчас же жизнь получила второе дыхание. Семья смогла впервые в жизни уехать дальше Томска – на игровую конференцию в Ульяновск. Их игрой на стенде интересовались десятки людей. Появилось настоящее сообщество – живое и дышащее.
– Я раньше не отождествлял себя с какой-то группой любителей визуальных новелл или группой инди-разработчиков. Просто сам по себе. Но за это время, через это общение и знакомства, мы влились в сообщество. Мы не знали, что есть отдельные конференции, которые дают советы по продвижению. Как строить, к примеру, в Steam. Не знали, сколько людей кооперируется между собой, – признается Владимир.
Он открыл для себя жизнь с другой стороны: оказалось, что ты теперь сам можешь создавать события, а не следовать в фарватере чужой воли. Однажды Рыбонавты, ради рекламы и продвижения своей игры, устроили движ в одном из крупнейших пабликов Новосибирской области. Семейная пара купила старенький «Москвич-412» с заклинившим двигателем и сделала из него офис. Пост в сообществе собрал сотни комментариев. Писали разное. Многие критиковали такое решение. Мол, лучше поставить на ход; да в нем спина отвалится сидеть; лучше бы сдали в металлолом и выручили бы деньги. Но дело было сделано, отклик получен, а массы народа вовлечены в обсуждение. Появились и последствия. С супругами Рыбонавт связался один из горожан и предложил помочь утеплить Москвич.
– Москвич – это же просто прикольно. Я не понимаю, куда вы дели своих внутренних детей? Жизнь – одно сплошное событие. Ты можешь просидеть дома, ждать невероятных событий. Но дело в том, что этих событий не будет. События нужно творить самому или хотя бы участвовать в них. Вот кредит наш на игру. Это такой толчок. Мы поставили себя в такую ситуацию, которая как снежным комом породила целую кучу событий, – рассказал Владимир.
Супруги Рыбонавты уверены, что закончат игру «ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зеленые глаза». Ее события разворачиваются в Советском союзе 80-х годов. Главная героиня – четвероклашка, попавшая в историю, написанную по мотивам детского фольклора советских времен «Зеленые глаза». Дети перед сном в пионерских лагерях рассказывали страшную басенку: мама запрещала дочери слушать зеленую пластинку. Но девочка ослушалась и проигрывала мелодию много раз. После каждого такого прослушивания у матери девочки пропадала часть тела. Это не останавливало школьницу и в итоге женщина задушила свою дочку.
Демоверсия «ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зеленые глаза» уже заинтересовала многих игроков, а на крупнейшей российской игровой конференции «РЭД Экспо 2024» проект стал номинантом в категории «Самая ожидаемая игра».
Рыбонавтам готовы помочь такие же разработчики-энтузиасты, есть фанаты, жертвующие средства. С Владимиром даже связывался один инвестор. В любом случае, если даже события пойдут по самому гадкому пути, супругам будет что вспомнить. Им будет хорошо вспоминать, как круто они провели минувший год: как они вместе занимались любимым делом в удобное время, в удобном месте; сколько знакомств они приобрели и сколько безумно интересных вещей они сделали параллельно созданию игры.
Свежие комментарии