Городские власти не оставляют надежды отказаться от использования зимой реагентов и песко-соляной смеси на дорогах и тротуарах. Неожиданно они пришли к мысли о том, что город можно и нужно просто вовремя и тщательно чистить от снега.
В Новосибирске за неделю убрано 134 тысячи метров кубических снега, из них на отвалы вывезено 94 тысячи кубометров.
Израсходовано 650 тонн противогололедных материалов (ПГМ), 50 тонн реагентов. Об этом на оперативном совещании в мэрии сегодня, 11 марта, доложил Александр Стефанов, который недавно был назначен начальником департамента дорожно-благоустроительного комплекса.– Убрано на сегодняшний день в целом за сезон 2 миллиона 339 тысяч метров кубических снега, в том числе вывезено на отвалы 1 миллион 692 кубометра. По реагентам, в целом на сегодняшний день, относительно аналогичного периода прошлого года израсходовано на 20 процентов меньше ПГМ и на 35 процентов меньше тонн реагента, – отметил в своем первом докладе в новой должности Стефанов.
После этого мэр Новосибирска Максим Кудрявцев обратил внимание на культуру производства работ при уборке города.
– Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда снег сваливается на газоны, которые мы не так давно благоустроили. И есть случаи несанкционированного складирования снега и льда на наших газонах со стороны третьих лиц, а также непосредственно у водоемов, что приводит к рискам попадания в наши озера в городе Новосибирске реагентов. Потенциально такая угроза существует. Есть жалобы со стороны жителей в социальных сетях, – отметил градоначальник.
Он адресовал вопрос о несанкционированном складировании снега у озера Собачье на Гусинобродском шоссе главе Октябрьского района Федору Каравайцеву.
– Да, есть такая ситуация. Собственник земельного участка при очистке территорий складировал на откосе снег. По данному вопросу было выписано предписание об устранении, дальше передадим материалы в суд. Также собственника вызывали в администрацию, проговорили – впредь таких нарушений допускаться с его стороны не будет. И, в том числе, будет помогать при благоустройстве данной территории, – ответил Каравайцев.
Максим Кудрявцев поручил ему отслеживать ситуации и при необходимости привлекать виновников к административной ответственности, а также подключать к этому надзорные и правоохранительные органы, чтобы таких ситуаций не возникала впредь.
Подобная ситуация наблюдалась, по словам градоначальника, и на территории Центрального округа – на берегу 2-ой Ельцовки – ТЦ «Большая медведица».
Глава округа Владимир Захаров уточнил, что на этом участке сформирован снегоотвал, отвечает за его эксплуатацию «ДЭУ-1».
– Площадь его составляет чуть больше 3 гектаров. Он используется по остаточному принципу. Мы только сейчас начали вывозить туда снег с территории округа, до этого возили и возим на Мочищенское шоссе и на снегоплавильную станцию на левом берегу. Постоянно следим за санитарным состоянием этого снегоотвала. Попадание растаявшего снега в речку исключается – по рельефу это не получается. Плюс, мы там сформировали грунтовую оболочку. Поэтому возьмем на допконтроль. Ситуация, считаю, находится под наблюдением. В случае каких-то экстренных ситуаций будем принимать меры. Пока в этом нет необходимости, – утверждает Захаров.
Кудрявцев принял его доклад, но попросил обратить на вопрос особое внимание.
После этого мэр вернулся к теме использования реагентов, о которых в своем докладе упомянул Александр Стефанов.
– Тоже хочу затронуть эту тему. Мы предварительные консультации уже неоднократно проводили. В городе много нареканий на «Бионорд», который использовался классически годами в нашем городе, также на качество песка, которым мы посыпаем город Новосибирск. Зачастую этот песок низкого качества, содержит большую фракцию пыли и ила. И после оттаивания снега превращается в пыль. Поэтому я ставил задачу проанализировать, разобраться, насколько необходимы эти реагенты. В моем понимании, от «Бионорда» надо отказываться, и от такого песка тоже максимально надо отказываться, чтобы чистить до асфальта. Понятно, что песок хорошего качества, с крупной фракцией, использовать только на уклонах, на тротуарах – где это жизненно необходимо. Мы анализировали ситуацию по травматизму, и она говорит о том, что в этом году мы стали лучше убирать, и ситуация улучшилась, в разы причем. То есть, травм бытового характера, когда люди поскальзываются и ломают конечности, их стало существенно меньше. Поэтому впереди у нас ответственная пора, мы моделируем бюджет, будем планировать уже в самое ближайшее время закупки на следующий сезон. Какие у вас подходы и согласны ли вы с моей позицией? – обратился Максим Кудрявцев к первому вице-мэру Иосифу Кодалаеву.
На что Кодалаев подчеркнул, что в условиях Сибири в зимнее время есть два варианта уборки города: либо использовать реагенты, потому что наблюдаются частые переходы через ноль; либо просто качественно убирать снег.
– В прошлом году мы значительно усилились специализированной дорожной техникой. В этом году, если мы продолжим этот путь, то мы дополнительно получим новую технику, которая позволяет более оперативно выполнять поставленные задачи, в зависимости от погодных условий. Поэтому задача содержания дорог в нормативном состоянии будет нами выполняться и впредь. Что касается реагентов и песко-соляной смеси, которая сегодня используется, подходы следующие: ежегодно мы на дороги высыпаем порядка 80 тысяч тонн противогололедных материалов. Это, так называемая, песко-соляная смесь. Мы понимаем, что эта смесь остается у нас на дорогах, на газонах. Вследствие чего, по мере высыхания – пыльные бури, которые вызывают негативные реакции со стороны жителей. Поэтому, что касается песко-соляной смеси, здесь подход такой, что мы будем ее минимизировать. То есть, как вы уже отметили, это – уклоны, мостовые сооружения, тротуары. Поэтому, да, будет продолжаться использоваться, но в гораздо меньших объемах. Даже уже по текущему году понятно, что мы уже минимизировали ее использование – порядка на 20 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот подход будет использоваться нами и далее. Что касается реагентов, безусловно, критика, которую мы слышим, она обоснованная. Но, зачастую, конечно, здесь, в первую очередь, это правильность использования, своевременность уборки после обработки. Текущее состояние парка техники уже позволяет нам использовать не только те реагенты, с которыми мы привыкли работать, но и смотреть в сторону других реагентов. Этот вопрос мы также продолжаем изучать, – уверил Кодалаев.
Максим Кудрявцев уточнил, что в его понимании, любые реагенты – это, в первую очередь, затраты и издержки мэрии города.
– Поэтому, считайте-смотрите. В моем понимании, от «Бионорда» надо отказываться полностью. Соль, понятно, будем применять в чистом виде – такая практика в городах-миллионниках есть, она абсолютно оправданная. Что касается песка – только качественный, крупной фракции песок в самых необходимых ситуация. Делайте расчеты на следующий сезон, будем исходить из того, что даже то, что я выше сказал: все используем по минимуму. Самый простой способ – чистим. Давайте из этого исходить, чтобы город был опрятным и чистым, – подчеркнул градоначальник.
Городские власти еще в феврале заявили, что очень серьезно подошли к стандартам и регламентам уборки города, посмотрели практику других территорий, и сейчас кардинально меняют подходы. Тогда же мэр Максим Кудрявцев сообщил, что после критики со стороны горожан администрация решила рассмотреть возможность отказаться от использования на дорогах речного песка и реагента «Бионорд».
С тем, что применение песко-соляной смеси в течение зимнего периода приводит к образованию пылевых бурь весной, согласна и исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
По ее словам, песок также способствует быстрому истиранию шин и асфальта. Кроме того, за зиму он впитывает в высоких концентрациях остатки резины, битума, нефтепродуктов, в том числе тяжелых металлов (в 10-40 раз превышение нормы).
– В 2016 году СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России по заказу Ассоциации провел исследование дорожного смета и установил, что остатков реагентов в таком смете меньше 1 %, а вот песка с тяжелыми металлами от автотранспорта – более 90 %, и он имеет второй класс опасности. Перемолотый песок легко образует пылевые облака, поднимается в воздух, а этой вредной пылью потом дышат горожане. Институт и сегодня продолжает свои исследования как в Санкт-Петербурге, так и в Красноярске, Новосибирске и других городах, где в зимний период не прекращается применение песко-соляной смеси в больших объемах, – рассказала Сибкрай.ru Антонова. – Кроме того, по весне приходится устранять последствия использования ПСС зимой – собирать и вывозить остатки песка, прочищать забитые им ливневые канализации, очищать поры асфальта. А это уже оказывает дополнительную финансовую нагрузку на городской бюджет.
Эксперт подчеркнула, что в Новосибирске существует проблема с нормами применения реагентов – их распределяют в 2-3 раза больше, чем необходимо.
– Связано это с тем, что не вся техника имеет возможность точно дозировать ПГМ. Нарушается и технология использования, несвоевременно проводится уборка талого и рыхлого снега. Как итог – снежная каша на дорогах. Еще одна причина заключается в том, что некоторые подрядчики, которые ранее работали только с обычной солью, перестраховываются и по привычке смешивают современные реагенты с песком. При таком подходе цель – чтобы было видно, что убирали. У нас часто оценивают лишь визуально – если грязно и снег коричневый, значит обработали поверхности. Поэтому подрядчики и смешивают чистые, полностью растворимые реагенты с песком, думая, что так они улучшают свойства материала и якобы расширяют температурный диапазон применения ПГМ за счет фрикционной части, – прокомментировала Сибкрай.ru ситуацию Антонова.
Отметим, что городская администрация не в первый раз пытается отказаться от тех или иных материалов для обработки дорог и тротуаров. Так, еще в 2019 году городские власти обещали уйти от песко-соляной смеси. Тогда в мэрии заявили, что отныне будут использовать только реагент «Бионорд» и щебенку. Однако осенне-зимний сезон 2020 года вновь начался с соли.
Мэрия тогда, правда, пообещала следить за качеством поставляемого товара. При этом в 2018 году была проведена независимая экспертиза в лаборатории, согласно которой, причина бесконечной грязи и пыли в городе – некачественная песко-соляная смесь.
Тем временем, жители Новосибирска каждую зиму жаловались на то, что на автодорогах и тротуарах появляется грязевая «каша», которую никто не трогает. Грешили горожане именно на антигололедную смесь «Бионорд». Некоторые новосибирцы уверены, что реагент не только плавит лед, но и негативно влияет на машины и обувь. Больше всего граждан беспокоит то, что «Бионорд», по их мнению, может негативно сказываться на здоровье животных. Уже несколько лет хозяева питомцев отмечают, что после прогулок у собак появляется раздражение на лапах, а некоторые животные вообще становятся малоподвижными.
Однако производитель «Бионорда» – Уральский завод по производству противогололедных материалов (УЗМП) – отрицает любое негативное воздействие реагента.
– Составы современных противогололедных материалов подобраны так, чтобы минимизировать негативный эффект на обувь, лапы животных, экологию, – сообщили Сибкрай.ru в УЗМП.
На обувь и металл воздействует не сам «Бионорд», а также появляющаяся влага и соли, уверяют в компании. Защититься поможет правильная обработка: антикоррозийная для машин и покрытие лаком ботинок.
Тем временем, Александр Стефанов, который до этого являлся координатором дорожной инспекции «Народного фронта» по Новосибирской области, уточнил Сибкрай.ru, что «Бионорд» в основном состоит из соли, но в нем есть добавки, которые снижают агрессивное воздействие на окружающую среду. К примеру, ингибиторы коррозии.
– Каждый раз обсуждение приходит к логическому подведению итогов, но каждой зимой опять этот вопрос поднимается. Суть проблемы, на мой взгляд, в том, что не соблюдается основная технология содержания с использованием химических реагентов. А она банально простая: после эффекта растапливания льда необходимо «кашу» всю убирать с дорог. Не позволять по ней двигаться транспорту, пешеходам, животным. Пример: насыпьте в ванну пищевой соли, потопчитесь по ней какое-то время и почувствуете раздражение кожи, – отмечал он ранее, добавляя, что тротуары по ГОСТу необходимо очищать полностью, не оставляя снежного наста. Однако иногда это приводит к более худшим результатам. Зачастую протоптанная тропинка не такая скользкая и более комфортная, чем появившиеся бугры или покрытая льдом плитка.
Как сообщали редакции в мэрии, «Бионорд» используют в основном, когда появляется информация о перепаде температур – с плюсовой на минусовую. Также в городе в качестве противогололедных материалов применяют специальную смесь (состав: дробленая горная порода и соль).
Свежие комментарии