На сессии Заксобрания Новосибирской области замгубернатора назвал прохождение отопительного сезона на территории региона «удовлетворительным». При этом четырем муниципальным образованиям – Бердску, Искитиму, Линево и Новосибирску – дали срок до 30 ноября, чтобы разработать и утвердить дорожные карты по устранению замечаний, провести соответствующие работы и получить акты готовности к отопительному периоду.
Одна из важных тем о прохождении отопительного сезона в Новосибирской области во время сессии Заксобрания региона сегодня, 21 ноября, прошла как рядовой вопрос. Ранее, 15 ноября, проходило закрытое совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков. Представителям прессы и гражданам обещали, что вопрос детально обсудят 21 ноября – во время сессии Заксобрания. Однако ожидаемых ответов на свои вопросы не смогли получить даже парламентарии. К примеру, депутат Виталий Быков напомнил, что 15 ноября у него возникли вопросы, однако во время сессии ему не предоставили на них ответов.
– Эти ответы будут даны просто позже, где-то там в письменном виде, я же правильно понимаю? – спросил депутат Виталий Быков. На что получил ответ, что «это не производственное совещание».
Тем временем, замгубернатора Новосибирской области Олег Клемешов выступил с докладом по теме прохождения отопительного сезона в Новосибирске и Новосибирской области. Он напомнил, что в регионе к отопительному сезону подготовлено 1 113 котельных, 5 422 километра тепловых сетей, 673 ЦТП, 15 525 жилых домов.
Вспомнил Клемешов и то, что после крупной коммунальной аварии в январе 2024 года в Ленинском районе Новосибирска повышенное внимание было уделено подготовке к отопительному сезону. Комиссия по расследованию причин возникновения аварийных ситуаций пришла к выводу, что в числе ключевых причин аварий – сверхнормативный износ магистральных теплосетей, а усугубила ситуацию неготовность управляющих компаний к работе с жилым фондом. По информации Клемешова, средний возраст магистральных теплосетей в областной столице – 34 года, внутриквартальных – 33 года. Более 70 % теплосетей имеют срок эксплуатации выше нормативного срока. До 2019 года, в течение пяти лет, магистральные сети фактически не перекладывали. И только в 2022 году началась реализация инвестиционной программы в теплосетевом комплексе.
Вместе с тем, указал Клемешов, в министерстве ЖКХ и энергетики создана группа по вопросу управления рисками, входящая в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Новосибирской области. По его словам, министерством налажена централизованная система мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ региона, и мониторинг ведется круглосуточно.
На сегодняшний день в регионе 80 образований из 84 получили паспорта готовности к отопительному сезону, что составляет 95 %. Не получили их только Бердск, Искитим, Линево и Новосибирск. Муниципальным образованием выданы таблицы замечаний Ростехнадзора, заявил Олег Клемешов. После их устранения муниципальные образования получат акты готовности к отопительному периоду.
– В завершении доклада скажу, что подготовку к отопительному сезону оцениваю как удовлетворительную. В настоящее время ключевыми задачами муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций в Новосибирске, Бердске, Искитиме и Линево является то, что до 30 ноября им нужно разработать и утвердить дорожные карты по устранению замечаний Ростехнадзора, провести соответствующие работы и получить акты готовности к отопительному периоду. Ресурсоснабжающим организациями и управляющим компаниями обеспечить надежное теплоснабжение и водоснабжение жилых домов и социальных объектов. Администрациям муниципальных образований и ресурсоснабжающим организациям обеспечить своевременную поставку и нормативный запас топливных ресурсов. Администрациям городов и районов добиться своевременных расчетов муниципальных и коммунальных предприятий за потребленные топливные, энергетические ресурсы, – озвучил замгубернатора Олег Клемешов.
Депутат Олег Подойма, заслушав его доклад, отметил, что во время совместного совещания по вопросу отопительного сезона в Заксобрании 15 ноября были обозначены проблемные моменты в Новосибирске, но по региону подготовка к зиме завершена в установленные сроки.
– Запас угля на складах и котельных коммунальных предприятий составляет более 100 % нормативного запаса. На подготовку к отопительному сезону, к отопительному периоду в муниципальном образовании Новосибирской области предусмотрена господдержка – более двух миллиардов рублей, – отметил Олег Подойма.
Однако депутат подчеркнул, что в Бердске, Линево, Искитиме и Новосибирске необходимо активизировать работу, акцентировать внимание на длительности устранения крупных аварий.
– Проблемы готовности служб к отопительному периоду, длительность устранения аварий носят не только технический, но и организационный характер – так, явной проблемой остается нехватка кадров, – считает Олег Подойма.
По словам Олега Подоймы, существуют проблемы и с системой оповещения – дозвониться до диспетчерской службы невозможно, поэтому необходимо на базе СГК запустить пилотный проект по созданию колл-центра по работе с потребителями.
Депутат Яков Новоселов задал вопрос Олегу Клемешову об отоплении в Ленинском районе Новосибирска – почему там происходят постоянные раскопки теплосетей и отключения тепла.
– То, что касается аварийных ситуаций, то да, они бывают. В своем докладе я обратил внимание на возраст теплосетевого хозяйства. В том числе, и трубы: как магистральные, так и внутриквартальные. Главное, что эти аварии, аварийные ситуации устраняются своевременно. На сегодняшний день, в период отопительного сезона, среднее время восстановления ресурсов составило шесть часов, – заявил Олег Клемешов.
При этом отметим, что в Новосибирске по последнему докладу мэра Максима Кудрявцева, среднее время устранения дефектов составляло восемь часов. Также от жителей левобережья проступают жалобы на отключения, длящиеся месяцами.
Депутат Роман Яковлев предложил и вовсе начать процесс национализации Сибирской генерирующей компании.
– Мы убеждены, что пыл и аппетиты тех, кто пытается максимальные прибыли извлекать в коммунальной сфере, их необходимо поумерить. Поэтому мы обратились к жителям региона Новосибирской области, запустили народный проект, референдум по сбору подписей в поддержку нашей инициативы, – напомнил Роман Яковлев.
Депутат Владимир Анисимов отметил, что отопительный сезон длится всего чуть больше двух месяцев, но уже вызывает трудности. Народный избранник предлагает разработать срочную программу по повышению надежности и устойчивости энергосистемы Новосибирской области. Он перечислил проблемы, которые сейчас существуют в теплоэнергосистеме региона:
– Бурый уголь. Не самый приемлемый и эффективный вид топлива. Большой износ тепловых сетей. Но большой износ не только тепловых сетей, к сожалению, но и объектов энергетики, которые связаны тепловой генерацией. Надо отметить, что высокий рост тарифов создал финансовые возможности для ускорения и увеличения объемов работы. Низкий коэффициент работы теплообменного оборудования: из 6 составляющих ЦТП 25 % сегодня работают еще в кожухотрубном исполнении. Это очень большие потери, протечки, низкий КПД. Существует недостаточная укомплектованность и оснащенность аварийных бригад. Отсутствует координация при текущей эксплуатации и особенно при устранении аварий между СГК, тепловыми сетями, жилищными эксплуатационными организациями и в обратном порядке. Также наблюдается низкая квалификация инженерно-технических работ, инженерно-технических предприятий. А СГК – это вообще единственная частная компания в Российской Федерации, не представляющая государственных интересов и целей по повышению энергобезопасности Новосибирской области. Интересы у нее совсем другие. Дороговизна электрической и тепловой энергии не позволяет привлекать инвесторов для создания в Новосибирске значимых предприятий с большой добавленной стоимостью, что не очень хорошо, на мой взгляд. Услуги по теплоснабжению и электроснабжения очень низкого качества. Такое положение вообще представит реальную угрозу жизнеспособности Новосибирской области в целом, – озвучил Анисимов.
Напомним, ранее в новосибирском Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.
Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты. Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:
не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке; предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении; соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения; мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера; не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения; не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.
К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее. Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:
не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов); проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества; не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.
При этом действенных мер воздействия на Сибирскую генерирующую компанию у мэрии Новосибирска нет. Об этом, по словам депутата горсовета Александра Бурмистрова, заявил начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства городской администрации Александр Морозов.
Свежие комментарии