На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Sibkray.ru

273 подписчика

На фоне позитивного отчета депутаты Заксобрания предложили поумерить аппетиты СГК

На сессии Заксобрания Новосибирской области замгубернатора назвал прохождение отопительного сезона на территории региона «удовлетворительным». При этом четырем муниципальным образованиям – Бердску, Искитиму, Линево и Новосибирску – дали срок до 30 ноября, чтобы разработать и утвердить дорожные карты по устранению замечаний, провести соответствующие работы и получить акты готовности к отопительному периоду.

Одна из важных тем о прохождении отопительного сезона в Новосибирской области во время сессии Заксобрания региона сегодня, 21 ноября, прошла как рядовой вопрос. Ранее, 15 ноября, проходило закрытое совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков. Представителям прессы и гражданам обещали, что вопрос детально обсудят 21 ноября – во время сессии Заксобрания. Однако ожидаемых ответов на свои вопросы не смогли получить даже парламентарии. К примеру, депутат Виталий Быков напомнил, что 15 ноября у него возникли вопросы, однако во время сессии ему не предоставили на них ответов.

– Эти ответы будут даны просто позже, где-то там в письменном виде, я же правильно понимаю? – спросил депутат Виталий Быков. На что получил ответ, что «это не производственное совещание».

Тем временем, замгубернатора Новосибирской области Олег Клемешов выступил с докладом по теме прохождения отопительного сезона в Новосибирске и Новосибирской области. Он напомнил, что в регионе к отопительному сезону подготовлено 1 113 котельных, 5 422 километра тепловых сетей, 673 ЦТП, 15 525 жилых домов.

Вспомнил Клемешов и то, что после крупной коммунальной аварии в январе 2024 года в Ленинском районе Новосибирска повышенное внимание было уделено подготовке к отопительному сезону. Комиссия по расследованию причин возникновения аварийных ситуаций пришла к выводу, что в числе ключевых причин аварий – сверхнормативный износ магистральных теплосетей, а усугубила ситуацию неготовность управляющих компаний к работе с жилым фондом. По информации Клемешова, средний возраст магистральных теплосетей в областной столице – 34 года, внутриквартальных – 33 года. Более 70 % теплосетей имеют срок эксплуатации выше нормативного срока. До 2019 года, в течение пяти лет, магистральные сети фактически не перекладывали. И только в 2022 году началась реализация инвестиционной программы в теплосетевом комплексе.

Вместе с тем, указал Клемешов, в министерстве ЖКХ и энергетики создана группа по вопросу управления рисками, входящая в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Новосибирской области. По его словам, министерством налажена централизованная система мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ региона, и мониторинг ведется круглосуточно.

На сегодняшний день в регионе 80 образований из 84 получили паспорта готовности к отопительному сезону, что составляет 95 %. Не получили их только Бердск, Искитим, Линево и Новосибирск. Муниципальным образованием выданы таблицы замечаний Ростехнадзора, заявил Олег Клемешов. После их устранения муниципальные образования получат акты готовности к отопительному периоду.

– В завершении доклада скажу, что подготовку к отопительному сезону оцениваю как удовлетворительную. В настоящее время ключевыми задачами муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций в Новосибирске, Бердске, Искитиме и Линево является то, что до 30 ноября им нужно разработать и утвердить дорожные карты по устранению замечаний Ростехнадзора, провести соответствующие работы и получить акты готовности к отопительному периоду. Ресурсоснабжающим организациями и управляющим компаниями обеспечить надежное теплоснабжение и водоснабжение жилых домов и социальных объектов. Администрациям муниципальных образований и ресурсоснабжающим организациям обеспечить своевременную поставку и нормативный запас топливных ресурсов. Администрациям городов и районов добиться своевременных расчетов муниципальных и коммунальных предприятий за потребленные топливные, энергетические ресурсы, – озвучил замгубернатора Олег Клемешов.

Депутат Олег Подойма, заслушав его доклад, отметил, что во время совместного совещания по вопросу отопительного сезона в Заксобрании 15 ноября были обозначены проблемные моменты в Новосибирске, но по региону подготовка к зиме завершена в установленные сроки.

– Запас угля на складах и котельных коммунальных предприятий составляет более 100 % нормативного запаса. На подготовку к отопительному сезону, к отопительному периоду в муниципальном образовании Новосибирской области предусмотрена господдержка – более двух миллиардов рублей, – отметил Олег Подойма.

Однако депутат подчеркнул, что в Бердске, Линево, Искитиме и Новосибирске необходимо активизировать работу, акцентировать внимание на длительности устранения крупных аварий.

– Проблемы готовности служб к отопительному периоду, длительность устранения аварий носят не только технический, но и организационный характер – так, явной проблемой остается нехватка кадров, – считает Олег Подойма.

По словам Олега Подоймы, существуют проблемы и с системой оповещения – дозвониться до диспетчерской службы невозможно, поэтому необходимо на базе СГК запустить пилотный проект по созданию колл-центра по работе с потребителями.

Депутат Яков Новоселов задал вопрос Олегу Клемешову об отоплении в Ленинском районе Новосибирска – почему там происходят постоянные раскопки теплосетей и отключения тепла.

– То, что касается аварийных ситуаций, то да, они бывают. В своем докладе я обратил внимание на возраст теплосетевого хозяйства. В том числе, и трубы: как магистральные, так и внутриквартальные. Главное, что эти аварии, аварийные ситуации устраняются своевременно. На сегодняшний день, в период отопительного сезона, среднее время восстановления ресурсов составило шесть часов, – заявил Олег Клемешов.

При этом отметим, что в Новосибирске по последнему докладу мэра Максима Кудрявцева, среднее время устранения дефектов составляло восемь часов. Также от жителей левобережья проступают жалобы на отключения, длящиеся месяцами.

Депутат Роман Яковлев предложил и вовсе начать процесс национализации Сибирской генерирующей компании.

– Мы убеждены, что пыл и аппетиты тех, кто пытается максимальные прибыли извлекать в коммунальной сфере, их необходимо поумерить. Поэтому мы обратились к жителям региона Новосибирской области, запустили народный проект, референдум по сбору подписей в поддержку нашей инициативы, – напомнил Роман Яковлев.

Депутат Владимир Анисимов отметил, что отопительный сезон длится всего чуть больше двух месяцев, но уже вызывает трудности. Народный избранник предлагает разработать срочную программу по повышению надежности и устойчивости энергосистемы Новосибирской области. Он перечислил проблемы, которые сейчас существуют в теплоэнергосистеме региона:

– Бурый уголь. Не самый приемлемый и эффективный вид топлива. Большой износ тепловых сетей. Но большой износ не только тепловых сетей, к сожалению, но и объектов энергетики, которые связаны тепловой генерацией. Надо отметить, что высокий рост тарифов создал финансовые возможности для ускорения и увеличения объемов работы. Низкий коэффициент работы теплообменного оборудования: из 6 составляющих ЦТП 25 % сегодня работают еще в кожухотрубном исполнении. Это очень большие потери, протечки, низкий КПД. Существует недостаточная укомплектованность и оснащенность аварийных бригад. Отсутствует координация при текущей эксплуатации и особенно при устранении аварий между СГК, тепловыми сетями, жилищными эксплуатационными организациями и в обратном порядке. Также наблюдается низкая квалификация инженерно-технических работ, инженерно-технических предприятий. А СГК – это вообще единственная частная компания в Российской Федерации, не представляющая государственных интересов и целей по повышению энергобезопасности Новосибирской области. Интересы у нее совсем другие. Дороговизна электрической и тепловой энергии не позволяет привлекать инвесторов для создания в Новосибирске значимых предприятий с большой добавленной стоимостью, что не очень хорошо, на мой взгляд. Услуги по теплоснабжению и электроснабжения очень низкого качества. Такое положение вообще представит реальную угрозу жизнеспособности Новосибирской области в целом, – озвучил Анисимов.

Напомним, ранее в новосибирском Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.

Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты. Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:

не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке; предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении; соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения; мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера; не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения; не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.

К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее. Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:

не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов); проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества; не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.

При этом действенных мер воздействия на Сибирскую генерирующую компанию у мэрии Новосибирска нет. Об этом, по словам депутата горсовета Александра Бурмистрова, заявил начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства городской администрации Александр Морозов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх