Городские власти заявили, что очень серьезно подошли к стандартам и регламентам уборки города, посмотрели практику других территорий, и сейчас кардинально меняют подходы. Тем временем, некоторые эксперты такое решение считают сомнительным с точки зрения долгосрочной стратегии. Мэрия Новосибирска после критики со стороны горожан решила рассмотреть возможность отказаться от использования на дорогах речного песка и реагента «Бионорд».
Об этом заявил мэр города Максим Кудрявцев. – Мы очень серьезно подошли к стандартам и регламентам уборки города, посмотрели практику других территорий, и сейчас кардинально меняем подходы. Максимально уходим от речного песка, который содержит большое количество ила, – зима заканчивается, снег тает, и в городе появляются облака пыли. Поэтому сейчас будем посыпать качественным песком только уклоны. В остальном стараемся применять другие технологии. Большое количество нареканий у горожан было на «Бионорд». Сейчас рассматриваем другие технологии, чтобы максимально от этого реагента уйти, – подчеркнул Кудрявцев. При этом исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова отмечает, что информация о возможном отказе Новосибирска от современных противогололедных реагентов вызывает определенные опасения. – Опыт большинства крупных российских городов показывает, что именно многокомпонентные реагенты, обладающие более широким температурным диапазоном и пониженной коррозионной активностью, в итоге дают наилучший результат и позволяют экономить на долгосрочных расходах по ремонту инфраструктуры. В любом случае противогололедный материал должен соответствовать ГОСТу Р 58427, а сейчас еще и ГОСТ Р 71880-2024 – новому стандарту, вступившему в силу с 1 февраля 2025 года и регламентирующему правила применения ПГМ в России, – прокомментировала Сибкрай.ru Антонова. По ее словам, соль, которую, возможно, планируют использовать в Новосибирске в качестве основного средства, при низких температурах (ниже -5 °С) теряет значительную долю эффективности. Кроме того, она обладает высокой коррозионной активностью и может создавать дополнительные проблемы для дорожного полотна, металлоконструкций и автомобильных кузовов. – Опираясь на совокупный опыт других регионов, можно утверждать, что подобный шаг не решит текущие вопросы зимней уборки, а лишь отсрочит их. Вероятнее всего, спустя время Новосибирску все равно придется вновь переходить к более современным материалам, но при этом городу предстоит заново настраивать систему обработки дорог – это потребует дополнительных финансовых и организационных затрат, – уверена Юлия Антонова. По ее словам, во многих случаях причины жалоб на современные реагенты кроются не в их составе, а в несоблюдении технологического регламента: избыточном расходе материала, неправильных интервалах обработки или несвоевременной уборке талой снежной массы. В тех городах, где регламент четко соблюдается и ведется контроль над точечной корректировкой дозировок, противогололедные средства, подчеркивает Антонова, демонстрируют высокую эффективность при минимальном негативном воздействии. – С учетом климатических условий Новосибирска и характерных для региона сильных морозов, отказ от более прогрессивных реагентов в пользу обычной соли выглядит сомнительным с точки зрения долгосрочной стратегии. Оптимальным путем видится выявление конкретных проблемных точек – тех участков, где чаще всего поступают жалобы, – и анализ соблюдения технологических норм именно там. Такой подход позволит устранить локальные ошибки, не создавая дополнительных рисков для горожан и городской инфраструктуры, – уверена Антонова. Тем временем, в мэрии Новосибирска утверждают, что в 2024 году изменились подходы к уборке города. Так, муниципальные ДЭУ были переданы в непосредственное подчинение главам районных администраций. В 2,5 раза увеличилось число дорожных рабочих, а также рабочих, занятых в ручной уборке остановок, тротуаров, пешеходных переходов. Закуплено 116 единиц уборочной спецтехники. Кроме этого, был внесен ряд изменений в регламенты и стандарты уборки территорий, а также выстроена двухуровневая система контроля главами администраций районов и сотрудниками комитета экспертизы и контроля. Отметим, что городская администрация не в первый раз пытается отказаться от тех или иных материалов для обработки дорог и тротуаров. Так, в 2019 году городские власти обещали уйти от песко-соляной смеси. Тогда в мэрии заявили, что отныне будут использовать только реагент «Бионорд» и щебенку. Однако осенне-зимний сезон 2020 года вновь начался с соли. Мэрия тогда, правда, пообещала следить за качеством поставляемого товара. При этом в 2018 году была проведена независимая экспертиза в лаборатории, согласно которой, причина бесконечной грязи и пыли в городе – некачественная пескосоляная смесь. Тем временем, жители Новосибирска продолжают каждую зиму жаловаться, что на автодорогах и тротуарах появляется грязевая «каша», которую никто не трогает. Грешат горожане именно на антигололедную смесь «Бионорд». Некоторые новосибирцы уверены, что реагент не только плавит лед, но и негативно влияет на машины и обувь. Больше всего граждан беспокоит то, что «Бионорд», по их мнению, может негативно сказываться на здоровье животных. Уже несколько лет хозяева питомцев отмечают, что после прогулок у собак появляется раздражение на лапах, а некоторые животные вообще становятся малоподвижными. Однако производитель «Бионорда» – Уральский завод по производству противогололедных материалов (УЗМП) – отрицает любое негативное воздействие реагента.– Составы современных противогололедных материалов подобраны так, чтобы минимизировать негативный эффект на обувь, лапы животных, экологию, – сообщили Сибкрай.ru в УЗМП.
На обувь и металл воздействует не сам «Бионорд», а также появляющаяся влага и соли, уверяют в компании. Защититься поможет правильная обработка: антикоррозийная для машин и покрытие лаком ботинок.
Тем временем, координатор дорожной инспекции «Народного фронта» по Новосибирской области Александр Стефанов уточнил Сибкрай.ru, что «Бионорд» в основном состоит из соли, но в нем есть добавки, которые снижают агрессивное воздействие на окружающую среду. К примеру, ингибиторы коррозии.
– Каждый раз обсуждение приходит к логическому подведению итогов, но каждой зимой опять этот вопрос поднимается. Суть проблемы, на мой взгляд, в том, что не соблюдается основная технология содержания с использованием химических реагентов. А она банально простая: после эффекта растапливания льда необходимо «кашу» всю убирать с дорог. Не позволять по ней двигаться транспорту, пешеходам, животным. Пример: насыпьте в ванну пищевой соли, потопчитесь по ней какое-то время и почувствуете раздражение кожи, – отметил координатор дорожной инспекции «Народного фронта» по Новосибирской области Александр Стефанов.
Эксперт добавил, что тротуары по ГОСТу необходимо очищать полностью, не оставляя снежного наста. Однако иногда это приводит к более худшим результатам. Зачастую протоптанная тропинка не такая скользкая и более комфортная, чем появившиеся бугры или покрытая льдом плитка.
Отметим, что как сообщали редакции в мэрии, «Бионорд» используют в основном, когда появляется информация о перепаде температур – с плюсовой на минусовую. Также в городе в качестве противогололедных материалов применяют специальную смесь (состав: дробленая горная порода и соль).
Свежие комментарии